Портал для активных на Кубани

Принцип использования верхней страховки

15.05.2015, 09:28

Множество людей осознало, что скалолазание – это потрясающий способ активного отдыха. Вопреки расхожему мнению, оно не настолько травмоопасно, как принято считать. Но вся безопасность складывается из ряда мелочей, которые непосвященному человеку кажутся какими-то бесполезными ритуалами. Даже опытные скалолазы ей пренебрегают. Знаменитый создатель роуп-джампинга Дэн Осман погиб потому, что его веревка износилась. Если этот опытнейший человек регулярно проверял снаряжение, подобного бы не случилось.

В вопросах безопасности не бывает «авось» и «мне так нравится». Здесь четкие правила, от которых многое зависит.

Верхняя страховка

Две трети тренировочного процесса скалолазов – подъем с верхней страховкой. Большая часть ошибок, ставящих под угрозу безопасность, приходится именно на такую стратегию.

В верхней точке веревка проходит через страховку в двух независимых точках. Нагрузка на них распределяется одинаково. Также их оборудуют муфтованными карабинами. Иногда кольцами.

Делается это для большой безопасности. При вырывании из одной точки человек падает на землю. Когда у него остается крепление, есть шанс повиснуть. Карабин из стали с муфтой надежнее и прочнее, чем такой же без муфты. То же самое касается снаряжения из других материалов. Карабин из титана так же хорош, как и стальной. А вот алюминиевый пусть и легкий, но с легкостью перетирается и обладает низкой прочностью. Его можно использовать на нижней страховке, но верхнюю лучше оборудуйте стальным карабином с муфтой.

Не вщелкивавайте стационарную оттяжку с карабином типа «американки» во время организации страховки. Подобные системы часто алюминиевые и без муфты. Их используют для редких нагрузок. Например, для снятия оттяжек на маршруте. Две веревки не должны проходить через одну точку, когда вы занимаетесь организацией верха.

Страховка идет через «восьмерку». Также можно перегнуть веревку в нижней части стенда и удерживать лезущего с помощью собственного веса. Снаряд фиксируется вщелкиванием с помощью карабина или обвязывания страхующего вокруг пояса.

Для чего это делается? Это стандарт безопасности UIAA. Также страховку можно осуществить с помощью «гри-гри», но это дорого и требует определенных навыков вязания узлов.

Учтите, что страховка с обвязыванием хороша во время подъемов на скорость. Нижняя точка в таких условиях крепится в опоре с помощью стропы или веревки. Страховка в виде вщелкивания веревки в систему или обвязывание без перегиба не допускается.

«Гри-гри» и «восьмерка» включаются в верхнюю и нижнюю систему через кольцо. Это характерно и при нижней, и при верхней страховки. Делается для того, чтобы карабин со страховочным устройство был подвижным и не блокировал его и веревку. Нагрузка будет распределяться правильно. Когда восьмерка вщелкивается в нижнюю часть системы и верхнюю, карабин становится неподвижным и начинает мешать.

Обычно производитель советует помещать карабин только в кольцо на системе. Так достигается максимальная подвижность. В Европе системы меняют достаточно часто, но у нас их обычно эксплуатируют долго. Поэтому карабином пользуются так, как описано выше.

Зажимайте веревку всеми пятью пальцами, когда она выходит вниз «восьмерки». Не выпускайте ее из рук. Почему так делают? Страховка осуществляется путем трения веревки в месте перегиба. Вы держите ее ведущей рукой, чтобы предотвратить вырывание в случае срыва.

Страховочные карабины должны располагаться на подвеске. Также их можно разместить на оттяжке муфты от стенда до скалы. Направление на закручивание направлено в сторону грунта. Зачем это нужно делать? Если расположить карабин муфтой к стенду или скале, то во время подъема или спуска элементы системы будут биться о них. Постоянные колебания будут раскручивать муфту. Допустимая нагрузка на карабин – в пять раз меньше, если ее закрутить. Этот факт заставляет задуматься.

Этим мерам не уделяют достаточного внимания. Обычно карабин только муфтуется. Также нужно обращать внимание на его расположение. Новички этого не делают почти никогда. Следите за правильностью продевания веревки в карабины. При верной ориентации их оттяжка разворачивается вдоль оси. Если верхняя страховка организуется только с помощью стальных карабинов и шлямбура, веревка проденется неправильно и будет разворачиваться, ограничивая движение. Иногда она сильно закручивается, затрудняя страховку. Перед тем как вщелкивать карабины в шлямбура, подумайте о том, как сделать это правильно. Нагрузите концы веревки руками и посмотрите, что происходит. Используйте оттяжки со стальными карабинами, когда организуете подвеску.