Портал для активных на Кубани

Виды узлов в альпинизме

15.05.2015, 09:36

Все узлы, которые используют в альпинизме, скалолазании, спелеологии и туризме, происходят из морских узлов. Последних на планете существует около четырех тысяч..

Все узлы можно условно разделить на три группы:

  • Основные узлы, которые используют для связывания веревок.

  • Вспомогательные.

  • Самостраховка: обвязки, проводники, булинь, схватывающие узлы

Это далеко не все признаки классификации. Отдельно выделяют, например, группу проводника.

Плохо завязанный узел приводит к трагичным последствиям, поэтому знание вязания их крайне важно. Но это еще не все. В экстремальных условиях факт играет роль другое умение. Если конкретно – навык вязать узлы быстро и качественно. Наработать его можно только постоянной практикой.

Для овладения до состояния рефлекса навыком быстрого завязывания узлов используют два пути:

  1. Алгоритмический – запоминание всей последовательности действий.

  2. Визуальный - тщательное изучение рисунка верно завязанного узла.

Первый путь можно достигнуть наблюдением за каждым этапом завязывания веревки. Запоминается последовательность действий и внешний вид каждого шага. Второй способ – тщательное изучение завязанного узла со всех сторон. Взгляд на неправильный элемент вызывает сомнения, потому что не сходится с вашим запомненным зрительным образом.

Помните, что узлы снижают прочность веревки. Происходит это из-за силового воздействия, перегиба, натяжения на разрыв и срезания волокон в месте соединения. Кристаллы льда вмерзают в веревку, а при разделении повреждают ее.

Не все узлы из приведенных нами используются на практике, но лучше запомнить их на всякий случай. Как правило, скалолаз или альпинист должен уметь прекрасно вязать 6-7 разновидностей.

Терминология

Коренной конец – это неподвижная часть веревки, вокруг которой осуществляется вязка. Рабочий – движущийся в процессе. Те концы, которые нагружают, обычно называют грузовыми.

Встречный узел

В настоящее время используется для связывания плоских лент. На одной вяжется контрольный узел. Конец другой выходить навстречу. Узел затягивают и расправляют.

Не рекомендуется использовать на круглых веревках, поскольку трение здесь значительно меньше.

Прямой морской узел

Этот распространенный элемент связывает веревки одинакового диаметра. Недостаточно надежен, поэтому редко применяется. Заменен на более безопасные узлы, речь о которых пойдет ниже.

  1. Сделайте на коренном конце петлю. Проденьте снизу-вверх в нее рабочий конец.

  2. Петля обносится рабочим снизу и сзади. Потом его вынимают из петли.

  3. Узел нужно расправить и затянуть. Короткие и длинный концы выходят напротив друг друга. После заматывается контрольный узел.

Шкотовый узел

Связывает веревки с разным диаметром. В данный момент не используется в виду слабой надежности. Ученикам-альпинистам дается для наработки узла брамшкотового.

На веревке большего диаметра организовывается петля. В нее пропускают меньший конец.

Рабочий конец петли обносится снизу и сзади. После вынимается из нее наружу. Узел расправляется и затягивается в обязательном порядке. Завязывают контрольные.

Узел брамшкотовый

Нужен для связывания элементов разного диаметра. Гораздо надежнее шкотового в силу высокого трения. Начинают вязать также. Отличие: один обнос рабочим концом вокруг петли, после чего его пропускают между рабочим концом и петлей. Необходимы контрольные узлы. Аккуратно затяните и расправьте.

Грейппвайн

Используют для веревок одинакового диаметра. Ослабляет веревку, но существенно слабее других. Ленты упрочняет в два раза.

Элемент. Сложен и требователен к технике. В качестве замены можно использовать встречную восьмерку.

Грейпайн состоит из двух полуузлов. Они завязываются концами левой и правой веревки. Когда полуузел соединяется, работает только один конец. Вяжется идентично ткацкому узлу.

  1. Сложите две веревки вместе связываемыми концами. Правая выше левой.

  2. Конец правой веревки загибается под прямым углом поверх левой ближе к себе.

  3. Заведите его вниз. Обхватите обе веревки, сместите виток в сторону правой, после загните конец к себе.

  4. Снова заведите конец вниз. Проведите второй обхват, смещая конец в сторону правой над обеими веревками.

  5. Пропустите концы над обеими витками в сторону веревки. Затяните.

  6. Второй полуузел завязывается аналогично.

  7. Потяните за концы и сместите один узел в другой.

Грейптвайн не требует контрольных завязок, но его обязательно нужно расправить. Нелегко развязывается, поскольку из-за сложных нагрузок сильно затягивается.

Чтобы это сделать, растащите полуузлы друг от друга. Ослабьте один из них и развяжите. Выдерните веревку из другого и поступите с ним аналогично.

Встречная восьмерка

Ее используют для связывания веревок с одинаковым диаметров. Первый этап – завязывание пустой веревке на одном из концов. После в нее прослеживают рабочий конец.

Большое трение делает элемент очень надежным. Контрольных узлов не нужно. Используйте на плоских лентах, но распрямляйте аккуратно. Способ вязки напоминает встречный узел.

Узел проводника

Элемент вяжут на концах веревок, чтобы закрепиться на рельефе или страховочной системе.

  1. Концы складывают в петлю, которая накладывается сама на себя.

  2. Рабочая петля обносится вокруг коренной. Ее поворачивают на 180 градусов. Вторая вынимается и затягивается.

В некоторых случаях узел завязывают одним концом с помощью контрольного узла. Проводник требует его в обязательном порядке, поскольку трение внутри него низкое. Именно по этой причине часто заменяют восьмеркой.

Восьмерка

Используют в тех же случаях, что и проводник. Более надежен, внутри высокое трение. Не требует контрольного узла. Первый этап вязки идентичен проводнику, но рабочую петлю обнесите на полный оборот и вынимайте из того же отверстия.

Вы получите узел достаточно сильно напоминающий цифру восемь. Его легко получить и запомнить.