Портал для активных на Кубани

Нужно ли переучивать левшу?

15.05.2015, 10:23

Одно время в педагогике господствовала позиция переучивания детей-левшей в правшей. Несколько лет назад появились бесчисленные публикации, которые утверждали обратное: «переделка» господствующей руки вредна для ребенка. В настоящее время мнения разделились. Кто-то по старинке переучивает ребенка держать карандаш и ложку правой, а кто-то предоставляет ему самому возможность решать.

Немного грустной статистики и анатомии

Нам кажется, что современный мир ориентирован на правшей. Многие родители думают, что они в некотором роде господствующий класс. Правда заключается в том, что среди правшей много переученных насильно левшей. Это известный печальный факт.

Все мы давно знаем, что существует такая вещь, как функциональная асимметрия мозга. Разные виды деятельности контролируются разными полушариями. Правая сторона распознает сходство сложной группировки предметов, помогает ориентации в пространстве и в ответе за многие другие особенности. Левая выстраивает точные конструкции, оперирует информацией в виде символов, способствует пониманию текстов.

Тренировка и образ жизни делают одно полушарие главенствующим. Второе буквально забито и вяло участвует в нужных процессах. В результате получаем людей, непонимающих музыки или более-менее иностранных языков.

Поймать мячик левой рукой или написать что-нибудь получается не очень ловко. Но все это сделать реально. Если тренировать слабую руку, можно добиться более скоординированной работы ведущей.

В Древней Греции считалось, что человек должен быть симметричным. В нашем случае – двуруким. Возможно, греки понимали важность воспитания второго полушария на каком-то интуитивном уровне. А, может быть, просто стремились к гармонии. Такая стратегия позволяет сделать второе полушарие не каким-то бесполезным придатком, а помощником.

Последние исследование доказывают, что гармонично развитый мозг – тот, в котором обе стороны работают в союзе. Разумеется, одно из полушарий будет ведущим (если ребенок не амбидекстр, конечно). Но второе не будет немощным.

Представьте себе армрестлера, у которого феноменально развита одна рука. Великолепно прочерчен трицепс, могучий бицепс проглядывается под кожей, а тяжелые предплечья вызывают уважение. Но левая рука при этом откровенно недоразвита, и это видно невооруженным взглядом. Такое явление встречается в жизни. И ребенок, который развивает только одно полушарие, похож на этого неудачного армрестлера.

Воспитываем амбидекстра?

В тренажерном зале встречаются люди, которые прорабатывают верхнюю часть тела, не обращая внимания на нижнюю. Их тонкие недоразвитые ноги сильно выделяются на фоне массивной груди, плечевого пояса и спины. Так выглядит переученный левша, которого били по рукам всякий раз, когда он брал ложку «не той рукой».

До трех лет ребенок не нужно серьезно приглядываться к ребенку в надежде определить его принадлежность. Это малонадежно.

Большинство специалистов сходятся на мнении, что ребенок выбирает руку в 6-7 лет. Это происходит всегда! Кора головного мозга берет на себя контроль всех процессов. Чтобы ускорить определение уделяйте внимание ДОМИНИРУЮЩЕЙ руке, а не той, которая вам больше нравится. Пусть ребенок ее тренирует, но не забывает о «помощнике». Когда чадо сделает выбор, начните работать над симметричностью.

Почему переучивание – это плохо?

Приведем наглядный спортивный пример из жизни. У нас есть переученный левша. Ведущее полушарие до сих пор контролирует всю его деятельность. Но оно слабо, потому что все это время он развивал правое, которое все равно не сравнялось по силе с левым.

Мальчик стал атлетом в спорте, который требует быстрой и скоординированной работы. На тренировках, в спокойной атмосфере, он не ошибался и всегда попадал по мячу или брал штангу правильно. На соревнованиях контроль ослаб и доминантное полушарие взяло на себя управление телом. А поскольку оно менее развито, мальчик совершает абсолютно дурацкую ошибку, например не попадает мячом в ворота с нескольких метров.

Такое бывает сплошь и рядом. Поэтому задача родителя не давить на подрастающее поколение, готовя его к жизни в миру, «захваченному» правшами. Развивайте его доминирующую руку до 6 лет, но когда чадо определилось, переключаемся на сложную деятельность. Велосипеды, ролики и плавание требуют слаженной работы сразу двух конечностей. Разумеется, давать такую нагрузку можно и до 6 лет – это полезно.

Если спорт «однорукий» (фехтование или теннис), пусть ребенок тренирует обе руки.